День второй. Круче гор могут быть только горы, на которых еще не бывал. Вот где я не был, так это на перевале за озером Рица, который находится на высоте 2300 метров над уровнем моря. Забегая вперед сразу скажу, что оказавшись там я както не ощутил той самой высоты. Нет, были конечно моменты, когда наш УАЗик карабкался по горной дороге вверх, больше напоминающей разбитую и размытую тропу зверей, по самому ее краю, с которого было видно всю долину на километров двадцать вперед и на метров восемьсот-девятьсот вниз. в такие моменты, признаться, хотелось отложить кирпицей для постройки мавзолея, особенно в месте, именуемом местными никак иначе, как: "Прощай, мама". Где под обрывом вниз лететь свободно метров триста. оттуда как-то грузовик сиганул. Видимо, водитель кричал прощальные слова очень громко, и с того момента так поворот горной дороги над пропастью и именуется.
Но начнем по порядку...Но начнем по порядку, с самого выезда из города Гагры, на стареньком УАЗике, издающем звуки скорой гибели от поломки всех механических узлов и даже корпуса в сторону Рицкого шоссе. Шоссе это протяженностью всего 40 километров поднимается на высоту девятьсот метров, где имеет ответвление в сторону так называемых альпийских лугов и перевала. Еще одно не менее интересное ответвление идет в строну Гэкского водопада и интересно оно тем, что если на дороге к перевалу просто асфальта нет, то на подъеме к Гэкскому водопаду лютый пипец. Я вообще не знаю как это описать, но только не общепринятым словом: Дорога. Тропа. Направление. Груда камней. Последнее куда более точно характеризует тот путь по которому двигался наш УАЗик, переваливаясь через крупные, размером с голову среднего мужчины валуны. О-ло-ло! И все это по тропе нависающей над ущельем на высоте... Хм. не знаю. Дорога все время шла вверх и если первый подьем оказался на высоте двадцати метров, то второй уже на сорока-пятидесяти. В общем последний преегиб проходил на высоте порядка ста пятидесяти метров, и машинки под нами на Рицком шоссе казались уже игрушечными. А наш УАЗик при этом скакал по "дороге" шириной не больше трех метров, а где-то и уже. Как там разезжаются две машины? Не спрашивайте. Это пиздец. Оля чуть не выбросиалсь через борт когда нам на встречу с попался такой же УАЗ как и у нас. Собрат блять. А на глаз на дороге места хватало только на 1.5 машины. И вот один полз залезая колесами в буквальном смысле на стену, а второй стоял, нависая одним бортом над пропастью. И вот что я вам скажу про такие поездки товарищи: НУ. ЕГО. НАХУЙ. однако же не выпрыгивать из машины с воплями: "Мы все умрем!" И мы ехали дальше. Правда те кто смеялись, перестали смеяться.
Господа Началовцы, если вы меня слышите. Кто-то описывал лихие подьемы в горы по узким карнизам? Я плюю вам в лицо. Я высоты не боюсь, но в памперс чуть не наложил уже на сраных ста метрах. А Оля так вообще чуть не скончалась. Кстати вниз по той же дороге ехать уже легче, от части потому что быстрее и знаешь что тебя ждет.
Но вернемся же к Гэкскому водопаду. Из Википедии: Ге́гский водопа́д (он же Черкесский водопад) — водопад в Абхазии высотой около 70 метров (по другим данным 50-55 м). Расположен в северных отрогах Гагрского хребта на высоте 530 метров над уровнем моря, в борту долины реки Гега, в 6 километрах от места её слияния с рекой Юпшара. Зрелище падающей из горы воды вызывает восхищение и неописуемый восторг. подходя к нему я чувствовал мощный поток воздуха, смешанный с мелкой водяной пылю, бьющий прямо в лицо от каменной стены. От чего такой эффект? Не знаю. я предполагаю что это происходит из-за того, что поток воздуха, увлекаемый водой свергается с высоту и ударяясь о дно уходит прочь от водопада, унося с собой воду, разбивающуюся о камни в пыль. Как это замечательно когда температура воздуха в тени +35 градусов.
Правда, долго наслаждаться водопадом нам не дали - машина двинулась назад, к шоссе с нами внутри. Следующей остановкой было озеро Рица. машина выехав на асфальт, словно вспомнила что у нее колеса а не ноги и понеслась вверх по шоссе, подгоняемая бибиканьем Вахтанга и полным приводом. Верх был открытым, и мы наслаждались видами гор, узкими ущельями и открывающимися долинами, когда машина карабкалась на серпантин. Тут произошло некоторое событие, которое напомнило зибэ, что он не Риу и летать не умеет. Остановились мы у небольшого водопадика, не имеющего названия, но очень живописного. Нет, название он наверно имеет, но только среди месных, мне оно не запомнилось. понесла нелегкая меня повыше на камни, к самому верху, чтоб быть почти что у падающей струи водопада. вот там то и случилась неприятность - нога соскользнула и зибэ полетел... но не далеко, так, метра полтора. после чего гавкнувшись на камни, на пятку правой ноги, похромал вниз. Боль была такая, что не будь я еще довольно высоко, станцевал бы прямо там Джигу-дрыгу. Но побоялся загреметь дальше и по этому скрежеча зубами опскакал до асфальта, там уж дав волью эмоциям и замысловатому, витьеватому матному слогу...
К Рице вьезжали с улыбками, все, кроме меня. Я все еще морщился и выпучивал глаза. Википедия: Рица - горное озеро ледниково-тектонического происхождения на Западном Кавказе, в Гудаутском районе Абхазии. Расположено на высоте 950 м над уровнем моря в бассейне реки Бзыбь, в глубоко лесистом ущелье рек Лашипсе и Юпшары, к востоку от Гагрского хребта. Горы, окружающие озеро, имеют высоту 2200-3200 метров. Площадь — 1,27 км², длина — 2,5 км, ширина — от 270 до 870 метров. Средняя глубина составляет 63 м, наибольшая — 131 м. Питание дождевое и снеговое, сезонные колебания уровня воды составляют 2—3 м. Средняя температура воды на поверхности озера выше 10°C (с конца июня по октябрь), наивысшая — 17,6 °C (август), в зимнее время (в феврале) средняя температура равна +3,8 °C.
На озере Рица находится "Дача Сталина". Вобщем, ничего особого с виду она не представляет, небольшой одноэтажный дом, зеленого цвета. Улыбнуло одно: на той половине дачи, которая была достроена при Брежневе, стоят розовая ванна, розовый унитаз и розовая раковина. Почему??! Ох, не знаю, не знаю... А так признаться, ничего интересного. Побродив по даче, мы двинулись дальше, еще выше.
Ответвляясь от основного пути, дорога (о, это еще можно было назвать дорогой) змейкой поползла вверх. На израненом дождями теле, то и дело угадывались остатки асфальта, а по краям дороги остаки цивилизации. Да с уходом совка этот край пришел в упадок. Столбы высоковольных линий проржавели и покосились, провода пообрывались, дорожные знаки поглотили кусты и плющ, асфальт на дорогах растрескался, и частично смыт дождем...
Дорога ползла вдоль склона, поднимаясь все выше и выше, пока наконец перед нами не открылось огромное зеленое пространтсво - Альпийские луга. Перевалив через груду камней и форсировав ручей, машина полезла в гору по каменной дороге, среди зелени, поднимаясь все выше и выше, к небольшой перемычке за которой виднелось небо. И когда машина наконец, поднялась на нее, в лицо мне ударил свежий воздух из соседней долины. Небольшая перемычка служила словно плотиной между двумя долинами, и оттуда, со стороны россии в лицо бил свежий ветер, гоня по низине, темные дождевые тучи. Так мы и стояли, прямо рядом с УАЗиком, глядя в сторону России не обращая внимание на привязаных тут же в импровизированных стойлах лошадей и таких же как мы туристов, остановившихся здесь, на переавле, на границе двух миров. Именно в этот момент я понял, почему этим людям не нужны такие города как Петербург, Рига и Таллин, со всеми их шедеврами архитектруры и красивыми улочками. От чего они такие жизнерадостные и приветливые. Ведь у них есть вся эта красота, которую не сможет воссоздать ни один скульптор, ни один архитектор. Человек просто не в силах повторить хоть что-то из того все то что природа создавала на протяжении сотен тысяч лет.
Назад мы возвращались молча, под вечер. Солнце устало укатилось за горы, отсавив нам длинные, прохладные тени и снависающие над головами каменные изваяния гор, которые смотрели на малюсенький УАЗик с усмешкой. "Что, людишки, понравилось? Видели, какие мы, горы?" Да что говорить, видели, видели, хоть это и жалкая часть того, что в нашем понимании есть горы. А внизу уже ждало море, теплое, приветливое, ласкокое, зазывающее к себе зеленовато-голубыми волнами, и шепчущее прибоем, что лучше гор может быть только... =)
День второй.
День второй. Круче гор могут быть только горы, на которых еще не бывал. Вот где я не был, так это на перевале за озером Рица, который находится на высоте 2300 метров над уровнем моря. Забегая вперед сразу скажу, что оказавшись там я както не ощутил той самой высоты. Нет, были конечно моменты, когда наш УАЗик карабкался по горной дороге вверх, больше напоминающей разбитую и размытую тропу зверей, по самому ее краю, с которого было видно всю долину на километров двадцать вперед и на метров восемьсот-девятьсот вниз. в такие моменты, признаться, хотелось отложить кирпицей для постройки мавзолея, особенно в месте, именуемом местными никак иначе, как: "Прощай, мама". Где под обрывом вниз лететь свободно метров триста. оттуда как-то грузовик сиганул. Видимо, водитель кричал прощальные слова очень громко, и с того момента так поворот горной дороги над пропастью и именуется.
Но начнем по порядку...
Но начнем по порядку...